|
|
|
Starshatter
Эпиграф:
Вечно движущаяся Вселенная не имеет ни центра, ни окружности,
ни верха, ни низа, она однородна, в разных частях ее господствуют
одинаковые законы.
Николай Кузанский, немецкий философ (1401-1464)
Жанр симулятор (космический)
Создатели Destroyer Studios, Matrix Games
На что похоже Home Planet
Системные требования PII 400MHz, 128MB, TNT-2 3D (PIII 700MHz,
256MB, GeForce 2)
www.starshatter.com
Сколько дисков один CD
Мультиплеер LAN, Internet
Рейтинг журнала МЕДАЛЬ
Велосипед с гидромассажем
Вот уж, право, нет предела человеческой изобретательности. Ну
это ж надо было сделать игру так, чтобы начисто спрятать все ее
достоинства от большей части не слишком любопытных игроков. С
первого взгляда и не поймешь, запустил ты игру или какой-то редактор
- нет ни традиционной заставки, ни даже крохотного ролика. Щелк,
щелк, и мы уже в главном меню... Эта традиция продолжается и дальше
- во всей игре нет ни единой видеовставки, если не считать наполовину
скриптовой процедуры взлета из дока. Меню тоже выполнено в лучших
традициях аскетизма - простые шрифты, прямоугольные кнопки. Так
и кажется, что вернулись мы с вами год эдак в 97...
Но первое впечатление, как ни странно, обманчиво. За непритязательным
интерфейсом и сдержанной графикой скрывается достаточно необычный
симулятор космических боев. Истинным ценителям жанра вскоре открывается
развернутый и вполне нелинейный сценарий, а игровой процесс органично
сочетает в себе action и RTS. Тем, кто еще не слишком уверенно
держит в руках штурвал, доверят легкий истребитель и направят
патрулировать какой-нибудь отдаленный сектор. Пилоты поопытнее
получат в свое распоряжение нескольких подчиненных. А настоящие
асы, ветераны космической войны и матерые звездные волки взойдут
на капитанский мостик огромного крейсера. И именно они, кстати,
будут отправлять патрули в какой-нибудь отдаленный сектор на легких
истребителях. То есть, обычный космический симулятор а-ля "вид
из кабины" по мере игры превращается в стратегию реального
времени.
Набор миссий на ранних стадиях вполне традиционный. Очистить сектор
от неприятеля, сопроводить ценный шаттл, подбить крейсер. Со времен
Tie Fighter добавились только полеты в атмосфере - и на том спасибо.
Зато местная физика откровенно радует. Угадайте, что будет, если
мы разгонимся и выключим двигатель? Остановимся? Продолжим лететь?
Ни то, ни другое. Зависит от настройки. Игра сочетает в себе как
аркадный вариант, так и реалистичный - на любой вкус.
Но если копнуть еще глубже, оказывается, что в Starshatter есть
своя Вселенная. Да, именно Вселенная, с древней историей, запутанной
политикой и вечными конфликтами интересов. Я едва представляю
себе объем проделанной создателями работы. Могу сказать только,
что он колоссальный. Одна цифра - объем официального руководства
по игре составляет более 150 страниц. И это при том, что там нет
ни тактических советов, ни прохождения - только скупое изложение
фактов.
Другими словами, Starshatter - игра для маньяков. Те, кто относится
к жанру космических симуляторов более спокойно, навряд ли оценят
ее по достоинству.
Здравствуйте, грабли
- Дорогая, а где сахар?
- Посмотри в банке от кофе, на которой написано "соль"
(бородатый анекдот)
Да, "граблей" в игре навалом. Есть пара замечательных
багов, но главную проблему составляют далеко не они. Самая частая
беда — это возможности, надежно спрятанные от посторонних глаз.
Очевидные настройки любезно скрыты в глубинах меню, а важнейшие
действия выполняются не иначе, как нажатием пары горячих клавиш.
На компакте ноябрьского номера "Лучших компьютерных игр"
выложен патч v402, устраняющий некоторые баги в геймплее и искусственном
интеллекте.
Для начала я искренне рекомендую пройти все учебные миссии.
Как, вы не нашли в игре волшебного слова Tutorial или, на худой
конец, Learning mode? Тогда знакомьтесь - вот и первые грабли.
Обучающая кампания называется Живой Огонь (Live Fire). Выбираем,
нажимаем Accept и... И ничего не происходит. Кампания загрузилась,
экран пестрит кнопками, а ничего похожего на Start или OK нет
и в помине - очередные грабли к вашим услугам. Щелкните по кнопке
Missions и выберите одну из пяти учебных миссий. Вот теперь кнопка
Accept действительно запустит игру. Да здравствует эргономика!
Наконец, как вы думаете, что делает кнопка "Save"? Да,
сохраняет игру. К счастью, на этом этапе бурная фантазия создателей
иссякла. Но на закуску - фирменные грабли: пожизненная гарантия,
черенок из красного дерева и титановая насадка... Кнопки Load
рядом нет! Да, вот так - есть только Save. А чтобы загрузить игру,
будьте добры прогуляться в главное меню. Там выберите Campaign.
Дальше найдите кнопку "Saved" в верхнем левом углу -
чем плохое место? Осталось отыскать вашу запись и нажать Accept,
на этот раз - в правом нижнем углу экрана. Интуитивность торжествует.
Отдельного поклона заслуживает управление. Без горячих клавиш
тут никуда, но не надейтесь угадать или подобрать их. Кто бы мог
подумать, что клавиша Insert ускоряет время, а Delete - замедляет?
Или что клавиша End - это тормоз и задний ход? Нет, метод проб
и ошибок здесь отдыхает. Кроме того, функции назначены почти всем
существующим в природе клавишам, а их эффект обнаруживается далеко
не сразу. Чтобы жизнь утратила последнее сходство с кондитерским
шедевром, часть кнопок переключает режимы управления, то есть
- меняют эффект от других кнопок. Мало не покажется.
Посему - первый, но далеко не последний совет. Когда вы в тексте
случайно встретите слово "грабли" - прочтите этот абзац
внимательнее. Вероятнее всего, я как раз рассказываю про очередную
неочевидную особенность, знание которой приносит счастье.
Вселенные на любой вкус
Хотя бы из интереса загляните на закладку Gameplay в разделе
Options. Здесь настраивается все, начиная от физики мира заканчивая
психикой противника. Скажу больше - эта закладка доступна в любой
момент игры, даже в процессе боя. Итак, что же можно настроить:
Flight Model. Это и есть та самая физика.
• Standard. Ньютоновская модель, с инерцией и отсутствием силы
трения в вакууме. Двигатели дают не скорость, а ускорение, то
есть с выключенной тягой корабль продолжает лететь по траектории.
Единственная антинаучная вольность, допущенная создателями - ограничение
по скорости. Чем выше скорость, тем слабее двигатели ускоряют
полет.
• Arcade. Традиционный режим "куда смотрю, туда и лечу".
Никакой инерции. Поставил тягу на максимум - полетел быстро, сбросил
газ до нуля - остановился в самое ближайшее время. Так делали
космические симуляторы с незапамятных времен, начиная с Elite,
продолжая Wing Commander'ами. В атмосфере этот режим дает возможность
легко поворачивать в плоскости земли, вместо того, чтобы выполнять
вираж с наклоном.
• Relaxed. Гибрид предыдущих вариантов. Все законы физики в норме,
вот только вакуум в космосе очень вязкий. Корабль, летящий по
инерции, постепенно останавливается от трения об... понятия не
имею обо что. В общем, останавливается. Почему этот режим так
называется - загадка, лично я не нашел в нем какой-то особой расслабляющей
прелести.
Flying Start. Эта настройка действует только на истребители.
Если поставить Enabled, каждая миссия будет начинаться уже в космосе.
В противном случае предстоит регулярно наблюдать увлекательную
заставку старта из дока.
Landings. Позволяет упростить процедуру парковки. Standard -
приземление по всей строгости физических законов, Easier - льготный
режим без учета скорости.
AI Difficulty. Мера умственной отсталости вражеских пилотов.
Колеблется от Rookie (совсем тупые) до Ace (едва тупые). Если
враги слишком редко промахиваются, зато слишком часто используют
торпеды - вам сюда.
HUD Mode. Расшифровывается как Heads-Up Display. Это внешний
вид кабины пилота. Вариантов два: Standard - навороченная панель
с кучей индикаторов, Simplified - минимальная необходимая информация.
Создатели рекомендуют ставить упрощенную модель вместе с аркадным
режимом, или стандартную в режиме ньютоновской физики. Лично я
в любых режимах предпочитаю подробную, но это уже дело вкуса.
HUD Color. Цвет индикаторов на приборной панели. Я никогда его
не менял и не собираюсь, хотя иногда это может быть полезно. К
примеру, черные индикаторы не видны в космосе, а зеленые теряются
вблизи земной поверхности. Для оперативного переключения цветов
даже клавишу предусмотрели. Кому интересно - Shift+H.
Friendly Fire. Ну неужели так сложно не стрелять по своим? Видимо,
в мире эта проблема стоит настолько остро, что в игре предусмотрели
почти плавную регулировку повреждений от дружественного огня.
Вплоть до полной неуязвимости к оружию со своей стороны. Реалистичный
вариант, справедливости ради, тоже есть.
Reference Grid. Удивительно полезная настройка - показывать
или не показывать координатную сетку в режиме "вид сверху".
Ни один настоящий космический штурман и дня не проживет, не включив
или не выключив разметку на карте.
Gun Sight. Режим показа прицела - Standard или Lead Indicator.
Второй вычисляет упреждение стрельбы и показывает координаты,
а первый делает это автоматически - достаточно просто навестись
на цель и вдавить гашетку.
Миссии и кампании
Задания есть на все случаи жизни. Хочется легкого приятного
отдыха - на выбор несколько симпатичных миссий на кораблях всех
видов. А если хочется глубоко вникнуть в тонкую ткань мира Starshatter,
постичь самую суть трудных будней космического флота - к вашим
услугам пять кампаний.
• Операция "Живой огонь" (Operation Live Fire)Тренировочная
кампания, тем не менее, тесно увязана в сюжет. Третий флот Альянса
проводит военные учения в звездной системе Янус (Janus) с целью
поднять квалификацию летного состава. Учения состоят из пяти отдельных
миссий: летная практика, маневры в атмосфере, поражение наземных
целей, управление космическим крейсером и командование авианосцем.
Каждая миссия сопровождается подробным инструктажем, который вскоре
пригодится в ходе боевых вылетов.
• Операция "Плато" (Operation Highland)
Независимой системе Солус (Solus) угрожает полное разрушение в
результате затянувшейся гражданской войны. Дантарские сепаратисты,
контролирующие большую часть военного флота системы, стремятся
заручиться поддержкой гегемонов. Тем временем, правительство системы
официально обращается к командованию терелианского Альянса за
военной поддержкой. Альянс берет на себя обязательства по устранению
блокады и эвакуации мирных жителей. Вы, как один из пилотов Альянса,
участвуете в стабилизации военной обстановки.
• Операция "Сияющая крепость" (Operation Shining Fortress)
Операция по защите системы Солус не сошла Альянсу с рук. В войну
вовлечена вся Империя гегемонов. Их военный флот начал вторжение,
проникая вглубь звездных систем союзников. Звездные эскадры из
Лориса и Колчева атаковали стратегически важные объекты на Янусе
и Боровене. Четвертый и пятый военные флоты Альянса силятся сдержать
агрессию, пока идет эвакуация мирного населения и готовится контратака.
• Операция "Огненная буря" (Operation Firestorm)
Война принимает неожиданный оборот в свете новых подробностей,
всплывших на поверхность. Объединенные силы Альянса переломили
ход войны, уверенно оттеснив гегемонов и перейдя в наступление.
В войну втягиваются все новые силы, а военный флот союзников атакует
врага уже на его территории. Кажется, что победа не за горами.
• Операция "Сумерки" (Operation Nightfall)
Пока военный флот продвигается вглубь территории неприятеля, приближаясь
к самому сердцу мараканской системы, среди мирных жителей планет
Альянса растет тревога. Судя по всему, война затягивается, и военное
положение прочно входит в повседневную жизнь. Будь проклят тот
день, когда Альянс ввязался в конфликт! Будто черная тень нависла
над благополучием некогда процветающей системы. Тучи сгущаются,
закрывая свет далеких звезд...
Летная школа
Давайте разберемся, как же управлять этой штуковиной, которую
только с изрядной долей воображения можно назвать космическим
кораблем. Первые попытки наверняка закончатся неудачей. Так будет
до тех пор, пока вы не освоитесь с десятком-другим горячих клавиш,
расположенных по всей клавиатуре. Дальше - легче.
Подготовка к миссии
Непосредственно перед стартом вы можете выбрать комплект боевого
снаряжения. Это касается только истребителей, что вполне логично.
Склады авианосца битком набиты самыми разными торпедами - выбирай
любые. А вот откуда взять сменный запас крейсеру, если он в этом
космосе один, как перст? Что есть, тем и довольствуется.
Итак, боезапас. Истребитель может нести на борту шесть торпед.
Но крепежные механизмы там, по всей вероятности, установлены разные.
К примеру, мест для тяжелых корабельных торпед всего четыре, а
два крайних крепления придется занять чем-то полегче.
Чтобы не морочить себе голову, выбирая подходящую "фаршировку",
на выбор есть десяток готовых боекомплектов. Один для боев с легкими
истребителями, другой - для наземных операций и так далее. В зависимости
от сути предстоящей миссии, игра сама устанавливает подходящий,
с ее точки зрения, комплект. Но не запрещает изменить арсенал,
что радует.
Готовясь вступить в бой с тяжелым крейсером, советую иметь в виду
следующее. Практически всегда его сопровождает эскорт мелких боевых
кораблей - просто так не подберешься. Пару раз я принципиально
брал на такие миссии только легкие торпеды и занимался отстрелом
истребителей противника. Тем временем мои подопечные успешно разделывались
с главной целью, не отвлекаясь на назойливые эскорты. Можно, напротив,
самому атаковать тяжелый корабль, доверив свой тыл верным товарищам.
На мой взгляд, первый вариант как-то спокойнее.
Навигация в открытом космосе
Если вы установили реалистичную модель взлета, первое, что предстанет
пред ваши светлы очи - серый коридор космического дока. Садитесь
и наблюдайте, как истребитель заходит на взлет, набирает скорость
и выстреливается в открытый космос какой-то катапультой. Если
ждать не хочется - можете ускорить время. Тогда эта процедура
произойдет в четыре раза быстрее.
На заметку: клавиша Insert, ускоряющая естественный ход времени,
действует с самого начала миссии. Во многих затяжных моментах
нет лучшего средства, чем ускорение 4х.
Итак, мы взлетели. Вокруг - сплошная космическая тьма, кое-где
режущая взгляд бликом одинокой звезды. Чтобы решить боевую задачу
и с честью вернуться на родной авианосец, потребуются немного
сноровки, малая толика везения и знание некоторых приемов навигации.
Если первыми двумя я поделиться не в состоянии, то о приемах начинаю
рассказывать прямо сейчас.
Сразу рекомендую спрятать шасси (клавиша G) - неловко как-то с
колесиками под пузом красоваться... Кроме того, скажите своим
подопечным держать строй, чтобы не искать их потом по всему сектору
(Alt + F). Наконец, включите свой любимый режим управления. По
умолчанию всегда стоит клавиатура - лучшее средство для сотрудничества
с противником. А вот с мышью (клавиша ~) или уж тем более с джойстиком
(клавиша J) - совсем другое дело, иногда и попасть можно. Отдельное
замечание насчет мыши. Советую заглянуть в настройки и увеличить
ее чувствительность - будет намного удобнее.
А возьмем, к примеру, двигатель. В клавиатурном режиме тяга увеличивается
и уменьшается клавишами A и Z, а при использовании мыши достаточно
одного оборота колесика. Те, кто уже сидел за штурвалом в Starshatter,
наверняка заметили странную вибрацию корпуса при максимальной
тяге, установленной мышью. Так и хочется сразу сбросить скорость,
глядишь - еще истребитель развалится раньше времени. А ведь это
- весьма ценный режим форсажа двигателя, позволяющий разогнаться
намного быстрее. Да, горючего он тратит больше, но обычно его
хватает. И ничего не разваливается, хотя и трясет немного. Кстати,
максимальная тяга с клавиатуры такого эффекта не дает. Хотите
форсировать двигатель - пожалуйста, извольте нажать на Tab.
В каждой миссии нам услужливо указывают дорогу навигационными
точками. Дескать, сначала лети сюда, а затем туда. Замечено, что
маршрут далеко не всегда прокладывается с умом. То ли навигатор
когда-то застукал пилота со своей женой, то ли в штабе просто
сидят веселые экспериментаторы, но... Зачастую на пути к цели
невинно висят в пространстве несколько вражеских крейсеров с полным
запасом торпед, только и поджидая зазевавшийся истребитель. Это
грабли. Большие, сердитые грабли. Не наступите.
Еще одно чудо техники - автопилот. Одно нажатие Shift + N, и ваша
посудина уверенно направляется к очередной навигационной метке.
В большинстве случаев доверие к электронике оправдывает себя,
но иногда в космической мгле поблескивают до боли знакомые зубцы
и проглядывает черенок. Автопилот-то свое дело знает - он ищет
кратчайший путь. А это, как известно, прямая линия, на которой
может случайно оказаться здоровенная бандура вроде крейсера. Пусть
даже и дружественного - мягче он от этого не станет. Равно как
и деревянная рукоять, стремительно бьющая по лбу.
Кроме того, по неизвестным науке причинам, автоматический штурман
держит скорость в пределах разумного минимума.
По сумме, я советую использовать его только для поиска потерянной
навигационной метки и быстрого на нее наведения. Дальше включайте
ручное управление и жмите на газ.
Приборная панель
Приборная панель космического корабля не радует дружелюбным
интерфейсом. Ни одного слова нормальным языком не сказано - сплошные
сокращения, причем преимущественно - из трех букв. Нет, других.
Взяв на себя нелегкую задачу ввести вас в курс дел, я составил
список встреченных сокращений. Но на многих деталях все равно
придется остановиться подробнее.
Начнем с самого верха. Там, в левом углу стоит ваше имя - чтобы
не спрашивали базу, какой у вас позывной. Чуть ниже задумчиво
тикает время. Иногда оно тикает менее задумчиво, а временами даже
весьма шустро. Весь секрет в метке "x2" или "x4"
напротив часов - это ускорение. Больше четырехкратного, к сожалению,
не бывает. Наконец, еще ниже указаны текущий звездный сектор и
статус. Информация, по большей части, бесполезная.
Правый верхний угол обычно пустует, но не советую к этому привыкать.
Когда в вашем распоряжении окажется авианосец, там будут поименно
перечислены выделенные корабли, которыми вы управляете в данный
момент. А для истребителя именно там показывается меню команд
в режиме радиосвязи.
Переходим к центральным индикаторам, по обе стороны обрамляющим
прицел. Слева в рамочке - скорость, а ниже - текущее главное орудие,
затем активный тип торпед и запас ложных целей (Decoy). Еще ниже
- режим полета (TAC - ручное управление, NAV - автопилот). В непосредственной
близости от поверхности планеты над рамочкой добавляются еще два
индикатора - гравитация и высота полета. А у тяжелых боевых кораблей,
которым планетарные миссии не светят в принципе, это место занято
текущим курсом и углом наклона. Сама по себе эта информация мало
помогает, зато, если вы получаете приказ лечь на курс такой-то,
без нее не обойтись.
Справа от прицела еще одна рамочка. Число с буквой K на конце
- это расстояние до выбранной цели. В километрах, разумеется.
Выше от нее - параметры цели: тип корабля, его название, состояние
брони (буква H - "Hull") и энергетических щитов (буква
S - "Sheild").
Ниже правой рамки - еще одна скорость. Зачем вторая? Все очень
просто. Слева была скорость фактическая (читай, по модулю), а
здесь - скорость относительно текущего направления. Если со знаком
минус - удаляемся от цели, плюс - приближаемся.
Наконец, еще ниже - параметры навигационной метки, куда нам в
данный момент надо попасть. Если, конечно, верить навигаторам.
Вашему вниманию предлагается ее номер, назначенное задание, расстояние
и ориентировочное время прибытия (ETR - Estimated Time of Arrival).
Кстати, если напротив аббревиатуры ETR стоит что-то вроде "xx:xx",
значит, следующая точка находится по другую сторону орбиты. То
есть, вы сейчас в космосе, а навигационная метка около земли,
или наоборот.
Нижний левый угол экрана занят текущими характеристиками корабля.
Тяга двигателя, запас топлива, целостность корпуса - все это ищите
именно там. Единственный неочевидный индикатор - режим EMCON.
Он имеет отношение к сенсорам и невидимости - читайте одноименный
раздел. В правом нижнем углу уютно угнездился радар, соседствующий
с картинкой активной цели. Кстати, пока еще не поздно, пора сделать
одно замечание. Что именно будет отображаться в нижних углах,
определяется кнопками "[" и "]". Приведенная
раскладка - это настройка по умолчанию. На самом видном месте
- посередине внизу - можно посмотреть главные задачи миссии (клавиша
I) или состояние повреждений (клавиша C).
Тяжелые боевые корабли располагают еще одной редкой панелью, размещаемой
в самом верху. Она служит, к примеру, для командования расчетами
у орудий.
Поиск целей
Выбор цели в ходе боя - залог успеха. Вдохновив себя этим бодрым
слоганом, разберемся, как эти самые цели искать. Не буду утруждать
вас рассказом о символике голубых и красных точек на радаре -
она очевидна. А вот что касается условных обозначений, которыми
помечаются все потенциальные цели, тут придется делиться секретной
информацией.
Буква напротив цветного "ромбика" - тип корабля. "F"
- Fighter, то бишь истребитель. Иногда эта же буква может обозначать
группу истребителей, неразличимых с большого расстояния. "S",
соответственно - Ship. Здесь вариантов больше. Это и космическая
мина, и крейсер, и ворота для межсекторной телепортации. Наконец
"H" (Heavy Ship) - авианосец.
Число справа от буквы - расстояние до цели (в километрах). Значок
"+" подсказывает, что сейчас мы приближаемся к ней,
а "-" - отдаляемся.
На заметку: обычный шаттл движется со скоростью 500 м/с. Учтите
это в миссиях прикрытия. Кстати, такое открытие нетрудно сделать
самостоятельно, наблюдая, как "плюс" меняется на "минус"
при изменении вашей скорости.
Большие расстояния округляются, поэтому часто можно видеть,
как 75+ скачкообразно превращается в 50+. Это значит, что раньше
корабль был на расстоянии "около 75 километров", а сейчас
"порядка 50". Следующей строчкой следует название корабля.
Пока он не опознан, то есть не подошел на достаточно близкое расстояние,
она будет закономерно пустовать.
Для выбора служит большой набор горячих клавиш, а также средняя
кнопка мыши (другими словами - вдавленное колесико). Выбранная
цель обводится круглой рамочкой. Как только расстояние позволит
выпустить торпеду, под прицелом загорится напоминание "SHOOT".
А когда объект окажется в досягаемости лазерного луча, появятся
зубцы прицела - тут только успевай на гашетку жать.
Торпеды и защита от них
Торпеды - залог успеха, вот только запас маловат. Как водится,
они не нуждаются ни в чем, кроме правильно выбранной цели - остальную
часть задачи берет на себя умная электронная начинка.
Главное, что следует помнить- они бывают разных типов. Очень обидно
бывает потратить ленивую и мощную торпеду на жалкий истребитель
(и ведь все равно не догонит!), а потом выпускать несколько шустрых,
но слабеньких торпед в космический крейсер. Для их переключения
есть волшебная клавиша Backspace - работает просто отлично.
На заметку: во многих космических симуляторах нужно некоторое
время отслеживать цель, чтобы торпеда хорошо легла на курс. Рамочка
с зубцами, появляющаяся при сближении с целью, обманчиво похожа
на знак успешной фиксации цели, но это не так. Торпеда хорошо
летит со значительно большего расстояния, а рамочка обозначает
совсем другое.
Если торпедным залпом наградили вас, рекомендую сделать два
вывода. Первый вывод - вас сочли достаточно ценной мишенью, чтобы
потратить боекомплект (пора гордиться!), второй - скоро придет
конец (пора что-то делать!). Не заметить летящую торпеду сложно.
Индикатор опасности мало того, что заслоняет пол-экрана, так еще
и истерически орет.
Не рекомендую пытаться уйти встречным курсом или как-либо иначе
маневрировать - даже самая медленная торпеда очень быстро летает.
С джойстиком еще можно пробовать, а вот с мышью или клавиатурой
- точно не успеете. На этот случай у нас в запасе десять ложных
целей (клавиша D). Выпустив одного такого "светлячка",
похожего на тягу ракетного двигателя, имеет смысл немного изменить
направление полета. В противном случае, вы рискуете получить даже
ту торпеду, которая обманется и последует за ложной мишенью.
Еще один вариант - торпеды можно сбивать. Наводиться на них, как
на обычные корабли, ловить в прицел и поливать огнем. Или отправлять
свою торпеду на перехват. Но эти рецепты - на крайний случай.
К примеру, если в защищаемый корабль летит пачка тяжелых торпед,
их можно попытаться сбить мелкими. Хотя лучше все же не доводить
до таких крайностей. Сбивайте торпеды вместе с их владельцем -
до того, как он успеет их выпустить.
Управление подчиненными
Почти в каждой миссии под вашим началом будет действовать звено
истребителей, готовое исполнить любой приказ в меру своих умственных
возможностей. Ожидать от них слишком многого, значит - проиграть
бой, но и пренебрегать не стоит.
Типичная ошибка, допускаемая в большинстве первых миссии - это
лететь сломя голову выполнять здание. Ведь в карточке с приказами
написано "Уничтожить крейсер Kitty", а на карте белым
по черному светится: "Kitty". Ну, так вперед за орденами!
А прибываем в морг с нулевым счетом миссии.
Давайте разберемся чуть подробнее. Если вы погибаете в ходе миссии,
то вне зависимости от достигнутых результатов призовые баллы никому
не светят. Тем временем, задача сохранить личный состав стоит
в самом низу списка и, следовательно, считается наименее приоритетной.
Итого, отправив звено атаковать цель, вы можете смело пристраиваться
в хвост процессии и принимать посильное участие, не рискуя жизнью
сверх меры. Кроме того, звено обычно состоит из нескольких истребителей
- они отвлекут и рассредоточат огонь неприятеля. В противном же
случае, весь залп получил бы только один истребитель, и, что самое
обидное - ваш.
Покончим с этой антигеройской вводной. Так как, все-таки, отдавать
приказы?
Их великое множество и объединены они клавишей "Alt".
Полный список команд есть в списке горячих клавиш - изучайте в
свое удовольствие. Самые частые - "следуй за мной" (Alt
+ F) и "атаковать эту цель" (Alt + A).
Это важно: иногда истребители из вашего звена настолько тщательно
пытаются удержать строй, что таранят вас корпусом. Это большая
проблема, так как пара столкновений уже грозит гибелью.
Да, чуть не забыл. Приказ, отдаваемый подчиненному звену, можно
направить на некий космический объект. Выбираете целью, к примеру,
дружественный шаттл и отдаете команду: "сопровождать этот
корабль" (Alt + E).
Сенсоры и невидимость
Сразу оговорюсь - подлинной невидимости в игре нет, не было,
не будет и быть не может. Есть только некоторые демаскирующие
факторы, позволяющие обнаружить корабль раньше, чем следует. Успешная
борьба с ними работает во благо маскировки, но зачастую достается
слишком дорогой ценой.
Как обнаруживают корабль? Все приборы, реактор и в особенности
- сенсорные установки излучают электромагнитные волны, а сенсоры
врага их улавливают. Причем значительно раньше, чем объект появляется
на расстоянии оптической видимости.
Для подавления паразитных излучений используется бортовая система
EMICON - "контроль за эмиссией", если дословно. Она
берет на себя оптимизацию работы бортовых систем, сводя излучение
почти к нулю.
Сама установка EMICON может работать в трех режимах. Первый -
самый маскировочный из всех маскировочных, но в нем не работает
ничего, кроме самой маскировки. Ни двигатель, ни оружие, ни радарная
установка. Второй - чуть более щадящий, можно позволить себе полетать.
Не слишком быстро, но все же. Третий разрешает все, но скрытность
перемещения оставляет желать лучшего. По мощности излучения ни
реактор, ни оружейная батарея не сравнятся с работающим радаром.
Прыжки между секторами
Есть миссии, события в которых разворачиваются сразу в нескольких
секторах. Для больших кораблей это не составляет проблемы, а вот
истребителям придется поискать ворота, чтобы перепрыгнуть в один
из соседних секторов. Внешне такие ворота похожи на космический
корабль из двух половинок. На радаре они выглядят серыми точками,
а подписи поясняют, откуда и куда перекинет вас транспортная установка.
Это важно: ворота, соединяющие сектора, представляют большую угрозу
для ваших ведомых. Достаточно скомандовать "все за мной"
и нырнуть в соседний сектор, чтобы большая часть вашей группы
убилась об корпус транспортной установки (это грабли!). То же
самое норовит проделать и ваш автопилот - лучше летайте вручную.
Крейсеры и авианосцы путешествуют иначе - для них в меню есть
специальный пункт "Quantum". Укажите сектор, куда надо
прыгнуть, и готово. По окончании обратного счета напротив надписи
"Quantum Jump", наслаждайтесь непродолжительным перелетом
в гиперпространстве.
Посадка в док авианосца
Со времен Elite парковка так и осталась самой неприятной процедурой
из всех возможных. Казалось бы - уже все задания выполнены, враг
растерзан, разорван, раздавлен и унижен, все цели поражены, а
звено в целости и сохранности... Но одно неловкое движение при
посадке - и в награду будет только красивый взрыв, утешительный
орден и ровно ноль баллов за выполнение миссии.
Чтобы избежать горечи подобных разочарований, остановимся на процедуре
посадки во всех деталях. Для начала, запросите у диспетчера разрешения
на посадку (Alt + I). Если ваш авианосец еще не ретировался в
соседний сектор, с тут проблем быть не должно. Кроме того, ожидающий
док подсветится на экране крестом вроде буквы "Х", а
напротив загорятся навигационные направляющие. Да, не забудьте
приказать вашим подопечным возвращаться на базу (клавиша Alt +
R), а то еще найдут приключение на свою голову...
Подлетев к авианосцу, сбросьте скорость и полностью отключите
двигатели. Теперь орудовать лучше всего клавишами Home и End -
они изменяют скорость, оставляя ускорение равным нулю. Найдите
направляющие - это такие виртуальные ворота, размноженные несколько
раз вдоль ожидаемого маршрута посадки. Не спеша направляйтесь
через эти ворота в док, варьируя скорость в небольших пределах.
Выпустите шасси (клавиша G).
Это интересно: залетев в док, попробуйте нажать кнопку "O"
- выход на планетарную орбиту. И внимательно смотрите, что будет.
Внутри дока парковка еще не заканчивается, хотя картинка и напоминает
скриптовый ролик. Задача - аккуратно поставить шасси на посадочную
полосу, не особенно разгоняясь в любую из сторон. Работая попеременно
клавишами Home и End, а также наклоняя корпус вперед-назад, плавно
опускайтесь до нужного уровня.
Формально процесс окончен. Но тут-то и притаились самые злобные
грабли. Иногда, причем довольно часто, игра отказывается принимать
посадку, как свершившийся факт. Вместо этого шасси утопают в посадочной
полосе, а корабль бьется носом. В этом случае не советую повторять
попытку - рискуете погибнуть глупо и без чести. Вместо этого лучше
попробуйте включить автопилот. И немедленно выключить.
Полеты в атмосфере
Нет, ну это ведь и правда отвратительно - заставить гордый космический
корабль унижаться до планетарных рейдов! Никакой скорости - атмосфера
мешает. Поворот только с наклоном на крыло - опять сказывается
проклятая атмосфера. А в дополнение ко всем бедам - притяжение,
неуклонно грозящее гибелью слишком медленному истребителю. Но
иногда приказ не подразумевает двойного толкования - надо, значит
надо.
Для входа в атмосферу планеты есть два способа. Первый - специальная
клавиша "O", от слова "орбита". Второй - включение
автопилота. Зная, что следующая навигационная точка лежит вблизи
поверхности, он выполнит процедуру за вас.
Кстати, вы еще не забыли о граблях? Вот они, родимые. Автопилот
в атмосфере часто направляет штурвал прямиком вниз. Видимо, по
ту сторону планеты он нашел навигационную метку и решил срезать
крюк... Вы-то еще можете выкрутиться, перейдя на ручной режим,
а подчиненные - не всегда. Рекомендую постоянно держать их в режиме
"следуй за мной" и не отпускать слишком далеко.
Если из всего арсенала средств управления у вас есть только мышь
и клавиатура - лучше отложите мышь в сторону. Рефлексы, наработанные
в открытом космосе, не дадут вам покоя и заставят досадовать по
поводу неуклюжей машины. Клавиатура - тоже не подарок, но лучше.
Что касается вооружения, для воздушных целей оно осталось прежним
и работает значительно лучше, чем тот же автопилот. А если в задачу
входит подавление огневых точек или образцово-показательный разгром
на базе - запаситесь ракетами воздух-земля.
Завершив все "земные дела", возвращайтесь в космос.
Конечно, за исключение случая, когда вы взлетели с планетарной
базы. Для выхода в межзвездное пространство достаточно направить
корабль вертикально вверх и до упора вдавить педаль газа.
Взлет и посадка в атмосфере
Взлет выполняется на удивление легко и непринужденно - просто
тянете штурвал на себя, пока машина разгоняется по полосе, а потом
прячете шасси.
Дальше - хуже. Два страшных явления в одном - атмосфера и посадка.
Хотя, если побороть страх и посмотреть на вещи трезво - единственное
отличие заключается в необходимости сбрасывать скорость в самый
последний момент, иначе рискуете разбиться при подлете.
Остальное - точно так же. Запрашиваете разрешение у диспетчера,
заходите вдоль посадочных направляющих. И конечно, не забываете
про шасси.
Тяжелые боевые корабли
Крейсер славится невиданной огневой мощью и несколькими орудийными
башнями, которые можно установить в автоматический режим работы.
При этом он, вне всякого сомнения, медлителен. Чтобы развернуть
его, придется подождать пока неповоротливая конструкция доползет
до указанной позиции. А если вы надеетесь устроить гонки на крейсерах
- немедленно бросайте эту затею. Даже если удастся разогнать его
- подумайте, как вы будете тормозить?
Ценнейшее приобретение тяжелых кораблей - силовые щиты, сохраняющие
броню в целости. В зависимости от энергии, на них отведенной,
изменяется степень обеспечиваемой защиты и скорость регенерации.
Запас торпед радует с первого взгляда, тем более что радиус обстрела
у крейсера вполне достойный. И, тем не менее, миссии с использованием
тяжелых кораблей показались мне не по-человечески затянутыми.
Может, не повезло?
Авианосцы
Все то, что ранее было сказано про тяжелые боевые корабли, в
той же мере относится к авианосцам. Плюс несколько особых свойств,
кардинально меняющих саму суть игры.
Капитан авианосца управляет не только своим кораблем. Пользуясь
высочайшими полномочиями, он волен отдавать приказы звеньям истребителей
и отправлять их на задания.
Это интересно: авианосец настолько тяжел, что может таранить
более легкие корабли, не получая повреждений. "Легкими"
считаются не только истребители, но и фрегаты средних размеров.
Играя роль командира авианосца, большую часть времени придется
проводить в режиме "вид сверху" (кнопка F3). Здесь игровая
модель представляет собой ничто иное, как стратегию реального
времени. Выделили группу истребителей, назначили список навигационных
точек и раздали приказы. Исполнительные бойцы полетели их исполнять...
Для удобства можно вращать карту, зажав правую кнопку мыши. Кроме
того, для быстрой центровки на интересующих объектах служит колесико
мыши (по нажатию).
* * *
А теперь на секунду вспомните себя в рубке легкого, как пушинка,
кораблика... Откуда-то сверху поступают приказы, а маршрут проложен
навигационными метками. Круг замкнулся - вся цепочка власти успела
побывать в ваших руках. Что будет дальше - покажет жизнь. Вселенная
Starshatter безгранична, а впереди ждет еще столько открытий.
Таблица 1. Горячие клавиши
ДОПОЛНИТЕЛЬНО. Список сокращений и кодов
В ходе игры вы наверняка обратите внимание на множество сокращений,
пояснять которые никто не спешит. Я постараюсь в какой-то мере
облегчить сложный процесс знакомства с Вселенной Starshatter.
Вот сокращения, встретившиеся в игре:
CEO (Chief Executive Officer). Лидер Альянса.
FLCS (Flight Control System). Система управления полетом.
EMICON (Emission Control System). Система контроля эмиссии. Она
предназначена для того, чтобы свести к минимуму излучение от корабля,
фиксируемое вражескими сенсорами.
HUD (Heads-Up Display). Грубо говоря - то, что видит перед собой
пилот в кабине.
MFD (Multifunctional Display). Информационные панели в четырех
углах кабины пилота.
CVBG (Fleet Carrier Battle Group). Боевая группа с авианосцем
во главе.
CBG (Cruiser Battle Group). Группа крейсеров.
DESRON (Destroyer Squadron). Звено истребителей.
OOB (Order of Battle). "Боевой порядок" - цельный космический
флот с четко выделенной цепочкой подчинения. Состоит из CVBG,
двух CBG и трех DESRON.
SRM (Short Range Missile). Торпеды ближнего радиуса действия.
MRM (Medium Range Missile). Торпеды среднего радиуса действия.
ASM (Anti-Ship Missile). Мощные торпеды, предназначенные для поражения
крупных боевых кораблей.
AGM, A2G (Air-to-Ground Missile). Торпеды класса "воздух-земля".
RKS (Rockets). Ракеты.
CAM (Camera Recon Pod). Видеокамера.
SIT (Situation Report). Краткий обзор ситуации - брифинг перед
началом каждой миссии.
PKG (Package). Обзор боевых групп, принимающих участие в операции.
MAP (Navigation Map). Плоская карта арены боевых действий.
WEP (Weapons). Панель выбора вооружений.
FOV (Field of View). Режим радара: показывается область, видимая
из кабины.
HSD (Horizontal Situation Display). Режим радара: горизонтальная
проекция объектов.
PAS (Passive). Пассивный режим сенсора.
STD (Standard). Активный режим сенсора.
ACM (Dogfight). Активный режим и автоматический выбор цели.
GND (Ground). Активный режим поиска наземных целей.
ETR (Estimated Time of Arrival). Ориентировочное время до прибытия
к контрольной точке.
TAC (Tactical). Ручной режим управления.
NAV (Navigation). Индикатор включенного автопилота.
|
|